На данный момент в области функционирует 8 опорных школ, у которых насчитывается 15 филиалов. Из этого количества учебных заведений только одно расположено в пределах объединенной территориальной громады – в Беловодске. О планах реформирования школьной системы на ближайшее время рассказывает директор Департамента образования и науки Луганской областной государственной администрации Юрий Стецюк

Галина ТИЩЕНКО

– В 2016 году в области было создано 6 опорных школ, а в 2017 году только две. Наверное, вопрос реформирования можно назвать болезненным для многих родителей и учителей?

– Когда мы создавали первые шесть опорных школ, нельзя сказать, что они полностью соответствовали стандартам. У этих школ имелись филиалы, но они далеко не сразу были юридически оформлены. Прежде всего, задержка объяснялась тем, что районный совет должен был принять соответствующее распоряжение.

К тому же мы не готовы были сказать, что материально эти школы обеспечены как положено. В отношении опорных школ, созданных в 2017-м, уже выполнен весь соответствующий порядок предоставления нового статуса.

Кроме того, когда мы посмотрели карту области, оказалось, что непросто решить, где и как расположить опорные школы. Потому что в сельских районах у нас есть ряд учреждений с низкой наполняемостью. Они находятся настолько далеко от той школы, которая могла бы стать опорной, что даже при создании объединенной территориальной громады, если села войдут в другой район, школы останутся далековато. Мы же не можем возить детей на учебу за пятьдесят километров?

Правда, сегодня, по сообщениям наших специалистов, районные власти, наконец, увидели перспективу в создании опорных школ. Большую роль сыграла государственная субвенция, которая начала поступать по линии образования.

В этом вопросе идет еще и политическая борьба. Потому что на местах, в селах этот вопрос иногда саботируют.

– Как, по-вашему, почему?

– Слабая разъяснительная работа. Жители некоторых сел и поселков считают, что если не будет учебного заведения, в их населенном пункте вообще не будет жизни. Может быть, люди в чем-то и правы. Потому что зачастую только школа, клуб, магазин и почта там и работают.

– Понятно, что с работой на селе проблемы. Но причем здесь будущее и знания, которые должны получить дети?

– Именно поэтому мы сегодня на совещаниях с руководителями отделов образования говорим о том, что в каждом районе легче найти две-три таких школы, которые мы можем назвать по-настоящему опорными. Но при этом школа должна соответствовать целому ряду требований: прежде всего, материально-техническая база и сильный педагогический состав.

Кстати, учитывая, что детей будут подвозить на учебу, в этих же школьных автобусах на работу могут приезжать квалифицированные педагоги из отдаленных сел. Так что создание опорных школ вовсе не означает, что мы оставляем без работы учителей. Расписание при этом составляется «под учителя», в расчете на удобство работы для него.

Важно, чтобы была в наличии хорошая дорога к опорной школе, потому что от этого зависит безопасность детей. Если нет дороги, мы не можем попросту создавать там филиал. Так что при разработке перспективного плана по созданию опорных школ пришлось очень четко и грамотно продумывать логистику.

Сегодня подготовлен план создания опорных школ и их филиалов на 2018 год. Документ составлен на основе предложений отделов образования и руководства объединенных территориальных громад.

– Можно ли сказать, что одним из показателей школы, которая претендует на статус опорной, должно быть большое количество детей, которые участвуют в олимпиадах?

– Конечно, результаты олимпиад – это один из показателей работы школы. Но учебные заведения имеют разный статус: есть школы-гимназии и школы-лицеи, школы или классы с углубленным изучением того или иного предмета.

У нас есть школы, которые дают очень высокий результат по олимпиадам не только районного уровня, а и областного, всеукраинского. Но есть такие, где «олимпиадников», может быть, и немного, однако, по результатам мониторинга и достижениям выпускников, эти учебные заведения на хорошем счету.

Как бывший учитель, могу сказать, что задача педагога работать со всем классом и дать знания всем. А если в классе есть особо одаренные дети, и получается раскрыть их талант – это только приветствуется.

– Процесс передачи учебных заведений из района в новосозданную громаду проходит не везде гладко. Прокомментируйте, пожалуйста, ситуацию по Новопсковской территориальной громаде.

– Да, в Новопскове почему-то детские садики были переданы объединенной территориальной громаде своевременно и приведены в порядок. А что касается школ, тут возникли проблемы. Сегодня проходит судебное разбирательство в данном вопросе. Но для меня, как руководителя департамента образования, самое главное, чтобы в эти разбирательства не были втянуты учителя, родители и дети.

В целом хотелось бы подчеркнуть: на сегодняшний момент государство предоставляет объединенным территориальным громадам образовательную субвенцию на школы и их оборудование. Почему от этого отказываться?

– Но, говорят, что образовательная субвенция распространяется только на зарплаты педагогам?

– Нет. Предусмотрены и возможности модернизации учебных заведений. Это уже право ОТГ решать, как и на что потратить деньги. Средства есть, и решением сессии такие постановления узакониваются.

В целом, на мой взгляд, самое главное сейчас приводить в порядок учебные заведения. Они должны быть внешне презентабельными, иметь современное оборудование и учителей, способных к современным методам образования.

Там, где тормозятся такие решения, сказать, что учебные заведения процветают или всего достаточно, чтобы давать качественное образование детям нельзя. Руководители районов и городов, объединенных территориальных громад и сел, должны ставить на чашу весов, что у нас сегодня в приоритете. Качественное образование и комфорт для детей – это главное. Если ребенок сядет в чистенький автобус, проедет 12-15 км по ровной дороге, зайдет в комфортное учебное заведение, где хорошо подготовленные учителя, тогда мы и с педагогов можем спросить про качество обучения и результаты, которые показывают ученики.

Словом, когда созданы усл вия, тогда мы можем говорить, что реформа идет.

«ГЕОГРАФИЯ» ОПОРНЫХ ШКОЛ

В 2018-м на Луганщине, по словам Юрия Стецюка, планируется создать более десятка новых опорных школ. Например, в Кременском районе создана Краснореченская ОТГ. Здесь опорным учебным заведением станет Краснореченская общеобразовательная школа. К ней осуществляется подвоз детей из четырех населенных пунктов, в которых школы были ранее закрыты.

– В Марковском районе (хотя этот район давно не подавал никаких предложений в данном вопросе) планируют создать опорную школу на базе Марковской гимназии, – рассказывает он. – В Меловском районе опорным учебным заведением станет местная гимназия с двумя филиалами: в селах Калмыковка и Стрельцовка.

В Новоайдарском районе уже ведется подвоз детей из нескольких школ в гимназию, так что вопрос оформления нового статуса опорного учебного заведения только в соответствующем решении районного совета. В Новопсковском районе будет определена одна опорная школа и два филиала.

В Сватовском районе опорных школ будет две – Нижнедуванская и Мостковская. О Нижнедуванской школе давно идет разговор, здесь очень крепкий педагогический коллектив, сильные учителя. Планируется один филиал – Верхнедуванская школа, где сейчас мало учеников.

В Старобельском районе планируем создать еще две опорные школы с двумя филиалами – в Подгоровке и Лимане. Также Чмыревская объединенная территориальная громада планирует создать опорную школу на своей территории.

Особенную активность в этом году проявляет Станично-Луганский район – здесь планируют создать две опорные школы: в селах Нижнетеплое и Нижнеольховое.

– Импонирует позиция районного руководства, которое заявляет о том, что вначале надо создать базу, показать, что опорная школа – лучше других остальных. Потому что если мы будем просто свозить детей и школы эти ничем особенным отличаться не будут, идея не будет реализована правильно, – отмечает глава департамента.

Планы уже начинают претворяться в жизнь. Например, в Меловском районе 26 октября прошлого года на сессии районного совета было принято решение о создании опорного образовательного заведения и его филиалов на базе местной гимназии. Соответствующие решения приняты также в Станично-Луганском и Кременском районах. При этом в Попаснянском, Белокуракинском и Троицком районах в нынешнем году новые опорные школы создавать не планируют.

Распечатать
© По материалам Луганщина.ua
Наверх