Областной конкурс проектов местного развития в прошлом году помог многим громадам решить проблемы. Мы уже сообщали, что скоро будет объявлен аналогичный конкурс на 2018 год. О его особенностях рассказывает заместитель исполнительного директора Ассоциации органов местного самоуправления Луганской области Альберт Зинченко

Галина ТИЩЕНКО

– Признаюсь, что по прошлому году я ожидал большей активности от потенциальных участников конкурса. Но в комиссию поступило 49 проектов, причем многие из них были поданы без веры в их победу. Это видно по качеству материала. Некоторые участники даже не сравнили цифры, что были заявлены в проекте и в проектно-сметной документации к нему.

– Как в общем охарактеризуете конкурс прошлого года?

– На уровне областной конкурсной комиссии никто не устанавливал никаких ограничений: пиши о том, что у тебя болит. Представители местной власти так и сделали. Победили 36 проектов, окончательно реализованы 24. Есть проекты, которые ждут лучших погодных условий. Оборудование (спортплощадки, лавочки) куплено, но будет установлено весной. Главное, что конкурс показал: есть люди, способные написать и реализовать проект, и эти люди теперь в себя поверили. А еще показали остальным, что не стоит медлить. Теперь просто так, без проекта, никто деньги не даст.

– Какие территории оказались в числе наиболее инициативных?

– Кременской, Белокуракинский, Троицкий районы, Чмыровская и Краснореченская объединенные территориальные громады. У кременян подход вообще комплексный: подают и проекты местного развития, и в рамках Государственного фонда регионального развития, инфраструктурные, на секторальную субвенцию.

И это, собственно, именно такая система отношений, которую мы хотим выстроить и в других громадах.

При этом, например, Марковский район и Беловодская ОТГ вообще не подали ни одного проекта на конкурс.

– О чем это может свидетельствовать?

– Прежде всего, о проблемах системы планирования в Украине. Что такое стратегия? Единственная конституция, которая существует для программирования развития территории. И основанием для предоставления средств в рамках проекта любого уровня – от областного до международной технической помощи – тоже является стратегия. К сожалению, у нас, в основном, стратегии пишут для того, чтобы положить на полку. Их мало кто собирается реализовывать.

– Что же делать?

– В прошлом году, едва объявили конкурс, начали по линии нашей Ассоциации проводить обучение стратегическому планированию и написанию проектов представителей 6-ти территорий. В результате, это дало колоссальную разницу качества поданных проектов.

Но когда проводили работу по обучению, мы и наши партнеры обратили внимание на возникновение такой тенденции, как «учебный туризм». Теперь отрабатываем такую схему взаимодействия, чтобы эту порочную тенденцию поломать.

– О каком «туризме» идет речь и почему это плохо?

– Руководители районов часто присылают на учебу работника «для галочки». Человека, который потом однозначно не будет заниматься написанием стратегии. С другой стороны, есть люди, которым просто нравятся такие поездки: ведь проживание, питание и проезд оплачены. Они также изначально не ставят перед собой задачу написать проект.

А нам нужны кадры. Если мы не научим здешних людей культуре написания проектов, вся работа по привлечению инвестиций на территории будет бессмысленной.

– Как решать проблему практически?

– Прежде всего, все партнеры (то есть мы, ПРООН, АРР и ЦРМС) будут ежемесячно встречаться и согласовывать свои планы. Кроме того, создадим единый реестр тех, кого мы обучаем. И будем обмениваться экспертами по различным направлениям. Потому что экспертов, которые могут хорошо, качественно подавать знания, не много, особенно в нашей области.

В этом году еще до объявления нового областного конкурса проектов местного развития мы начали проведение пяти кустовых семинаров. Первоочередная задача этой работы, прежде всего, выявить людей, которые хотят и будут писать проекты. И тут нам не нужны на семинарах председатели, их замы из районных или сельских советов. Мы ищем активистов и те общественные организации, у которых есть идеи, которые горят желанием их реализовать.

И уже этих людей (в партнерстве с центром занятости, поскольку у них гибкие учебные программы и право выдавать сертификат государственного образца) можем начинать обучать написанию проектов.

– Какие особенности будут у областного конкурса проектов местного развития на 2018 год?

– В прошлом году конкурс был на таких условиях финансирования: 90 % дает областной бюджет, не менее 10% – местный.

Теперь область выделяет не более 50% от стоимости проекта, и, в случае, если стоимость проекта превышает 400 тысяч гривен, то сумма софинансирования составит не более 200 тысяч на один проект. Очень важный момент: не менее 5% должно поступить от инициаторов проекта (от общественности). Остальные средства должен «доложить» местный совет.

– Верите, что наши граждане готовы участвовать?

– Мы хотим, чтобы общественность приняла самое активное участие в социально-экономической жизни своего населенного пункта не только своей активностью, но и своими деньгами. Понятно, что людей, которые проживают в воюющей области, богатыми не назовешь. Но они могут привлекать не только собственные деньги, но и спонсорские пожертвования.

И это будет свидетельствовать, в том числе, насколько тут развита внутренняя самоорганизация. Да и когда денежки собственные вложили, свое будут беречь! Это уже другое отношение к созданному продукту.

– Когда стартует конкурс?

– До 20 февраля будет продолжаться общественное обсуждение: мы собираем замечания и предложения. До 8 марта мы планируем объявить конкурс. Пул проектов существует. Проигравшие в прошлом году могут осмыслить ситуацию, учесть ошибки и чужой опыт и подать свои проекты по-новому.

В программе снова заложено финансирование в 5 млн грн из областного бюджета. Но, учитывая новые особенности софиансирования, общая сумма реализованных проектов должна увеличиться до 10 млн в целом.

Распечатать
© По материалам Луганщина.ua
Наверх