«О.Ч.А.Г. Истории о доме в период турбулентности» – так называется выставка, которая представляет истории людей, продолжающих во время конфликта на востоке Украины жить в прифронтовой полосе. Хотя этот проект – больше, чем обыкновенная выставка рисунков

Анна ЧЕРКАШИНА

МЕНТАЛЬНАЯ КАРТА

Координатор образовательного направления благотворительного фонда «Восток-SOS» Юлия Кишенко рассказывает, как родилась его идея.

Толчком стало знакомство с группой художников из объединения «Одиссея-Донбасс». В 2015 году они решили рассказать о городах Донбасса и людях, которые вынуждены были уехать из этих мест. Участники рисовали на ментальных картах свой город таким, каким они его помнят.

– Я сама из Луганска, теперь живу в Киеве. И я тоже рисовала свою ментальную карту в рамках этого проекта, – рассказывает Юлия Кишенко.

Она нарисовала свой дом. Скалолазный стенд. Свою прежнюю работу. Реку Северский Донец, пока та еще не стала линией размежевания. Байдарки, потому что в мирной жизни занималась туризмом.

Прошло время, и эти карты демонстрировались на различных выставках. На одной из них организаторы долго общались с другими участниками проекта, которые рисовали свои карты. Вдруг заговорили о жителях так называемой «серой зоны».

– Моя работа тесно связана с посещением этих мест. Но, приезжая в Киев, вижу, что на самом деле никто даже не подозревает, что есть люди, которые живут рядом с войной, – говорит Юлия. – Сейчас на слуху истории переселенцев, АТО-шников, других групп. Но наши люди достойны того, чтобы о них знали, говорили и помнили. Так мы и придумали этот проект – «Восток-дом. Устные истории в художественной практике».

ЦВЕТЫ В БОЛВАНКЕ ОТ «ГРАДА»

– С декабря 2016 года по декабрь 2017 года я собирала интервью. Приезжала, знакомилась на улицах с местными жителями и предлагала им нарисовать свой дом и рассказать, почему они не уехали, – вспоминает девушка. – Конечно, реакции были разные. Но чаще люди через понятие своего дома рассказывали о личной судьбе в преломлении истории этого места и войны. И по каждому такому сюжету можно писать целую книгу.

Например, в Счастье есть Татьяна, рядом с домом которой упал «Град». Снаряд частично повредил дом – вылетело стекло из окон, посекло черепицу. Потом муж и жена восстановили его.

По наблюдениям Юлии Кишенко, сейчас в городе ликвидировали вообще все признаки обстрелов. Только человек знающий заметит следы воронок. Но вот Татьяна не дала коммунальщикам убрать с улицы болванку снаряда от злополучного «Града», который торчит напротив ее дома. Теперь летом она сажает в эту болванку цветы. Необычный объект находится у самой проезжей части, так что люди, которые идут или едут мимо, могут его видеть.

– Это очень символично – болванка от «Града», в которой есть жизнь, растут цветы. Напоминание о том, что война еще не окончена, но все-таки и жизнь продолжается, – подчеркивает Юлия Кишенко.

ПОД КУПОЛОМ ЛЮБВИ

А в прифронтовом Золотом ей повстречалась Елена.

– Она с внуком выезжала на какое-то время к родственникам, подальше от войны. Но всё время думала о своем доме и представляла некий купол над ним. Как бы материализовывала защиту. Она считает, что этот купол спас, потому что и во двор прилетали снаряды, но дом не пострадал, – рассказывает о встречах в рамках проекта Юлия Кишенко. – Теперь она занимается с детками в художественной студии детского центра в Золотом. Начала это делать во время войны, чтобы поддержать ребятишек, родители которых остались в прифронтовом поселке.

Но Юлия Кишенко подчеркивает, что для участия в проекте «О.Ч.А.Г. Истории о доме в период турбулентности» не важно мастерство художника. Есть рисунки разной степени сложности.

– Когда человек открыт, то, даже если не умеет рисовать, изображает, как может. Иногда, во время рассказа, это получается даже лучше, чем он мог бы себе это представить, – подчеркивает общественница.

07 - Прифронтовой дом 2

Координатор проекта Юлия Кишенко (слева)

Ей запомнился Вячеслав из Тошковки, «человек с грубыми руками», который всю жизнь трудился на тяжелых работах. Теперь ему уже почти семьдесят лет, и он живет за считанные километры от войны.

– Он рисовать не привык. Но, когда взял фломастеры и рисовал свою родную многоэтажку, рассказал потрясающие идеи. Человек сознательно не уезжает. Говорит, что всю жизнь тут проработал, тут его семья. Вокруг дома он высаживает елочки и ухаживает за ними. Своими руками построил беседку во дворе. Говорит: «Я здесь создаю что-то, чтобы всем людям было лучше. Для себя лично уже ничего не надо», – делится впечатлениями Юлия Кишенко.

Вопрос, почему люди не уезжают от войны, а ведь там каждый день – страх смерти, был важен и для нее самой. Ответ – человечность.

– Например, очень яркая история фельдшера Лилии из Трехизбенки (ее мы рассказывали читателям в прошлом году, – ред.). Она говорит, что купили с мужем здесь дом и переехали, чтобы спокойно встречать старость. Но началась война. О покое пришлось забыть. Теперь ее дом оказался рядом с крайним блокпостом в Трехизбенке. Так что на фасаде только одно окно целое, а два забиты фанерками. Они с мужем отсиживались в подвалах. А когда наступало затишье – ехали помогать людям. Очень продолжительное время, в 2014-2015 годах, она была единственным медработником на большую территорию в 50-60 километров. Это несколько сел, – рассказывает Юлия Кишенко.

Таких потрясающих историй волонтером пока собрано 25. На выставке представлены 19 самых ярких работ, и десять подкастов (это часть 1,5-часовых интервью, самые основные цитаты и высказывания людей).

ОЧЕЛОВЕЧИВАНИЕ ДОНБАССА

Первая выставка состоялась в Киеве 15 февраля. Помещение предоставили в пространстве IZONE фонда «Изоляция». Был стрим, велась онлайн-трансляция.

– На выставку в Киеве приезжали три героини из Луганской области, рассказывали напрямую о своем опыте. Реакция посетителей выставки была очень эмоциональной. Одна девушка просто плакала, слушая подкасты. Сама я этого не видела, но мне сказали, – признается Юлия Кишенко. – Правда, было не так уж много людей на самом деле. Киев перенасыщен мероприятиями, да и у людей там другой ритм жизни. Но те, что у нас были, пришли именно для того, чтобы услышать эти истории.

Да, это проблема – в Киеве не часто говорят о людях, которые вынуждены жить в так называемой «серой зоне». Более того, здесь можно услышать и мнение, что «Донбасс – сложная территория, этакая раковая опухоль, которую нужно отрезать от Украины».

Но ведь есть и такая форма патриотизма – не бросать свой дом во что бы то ни стало. Не сможет ли выставка «О.Ч.А.Г. Истории о доме в период турбулентности» стать аргументом в споре о том, что стране нельзя терять свои земли?

– Возможно. Одна из целей этого проекта – показать истории настоящих, живых людей. Как бы персонализировать эту территорию, – соглашается Юлия Кишенко. – Тем, кто не переживал подобных ситуаций, очень сложно представить, что происходит. Но когда ты слушаешь голос живого человека, который рассказывает о любви к своему дому, то возникает сердечный отзыв, сочувствие к тем, кто живет на Донбассе.

Проект, который родился среди переселенцев, сгруппировавшихся в общественную организацию «Восток-SOS», оказался очень созвучен и европейцам. Когда он был выставлен на немецкой платформе для гражданских организаций и культурных инициатив активных людей, за проект «Восток-дом» проголосовало больше всего людей. Так что теперь у общественников из Луганщины есть грант на публикацию журнала или каталога всех собранных историй.

Сама выставка, начав с Северодонецка, отправится в путешествие по области, в том числе в Попасную и Золотое, Станицу Луганскую и Трехизбенку, Тошковку, – словом, по всем городам и поселкам, где были собраны уникальные интервью о любви к родному дому.

На заглавном фото: способ оформления на выставке историй и рисунков жителей прифронтовых городов

Распечатать
© По материалам Луганщина.ua
Наверх