Состояние дорог без преувеличения можно назвать одной из самых сложных проблем области. Мы много говорим о причинах, которые привели автомобильные пути в плачевное состояние, но редко вспоминаем о возможностях объединенных территориальных громад в решении данной задачи. А тем временем, ситуация здесь неоднозначна

Анастасия ПОЛТАВЕЦ

«ДОБРОСОВЕСТНО, ПОТОМУ ЧТО ДЛЯ СЕБЯ»

В Белокуракинской ОТГ, например, создано коммунальное предприятие, которое само занимается ремонтом дорог.

– Мы, наверное, одни такие в Украине, – предполагает глава громады Сергей Сирик. – Как-то сели, подсчитали затраты на ремонт дорог и пришли к выводу, что самим ремонтировать дешевле. В прошлом году купили мини-каток, есть у нас фреза, устройство, что выдувает мусор из ямы, машины, что подвозят асфальт. Кроме того, мы отправили своего человека на специальные курсы. Он следит за качеством ремонта. Проблема у нас только с асфальтом... Пока громада покупает асфальт на предприятиях Старобельского и Белокуракинского райавтодоров, но есть намерение с соседней Троицкой ОТГ создать свой заводик – один на двоих. Эта перспектива весьма заманчива, хотя сегодня, к сожалению, условий для создания такого производства нет.

Поскольку опыт белокуракинцев пока единственный в своем роде, по крайней мере, в области, логично возникает вопрос о качестве ремонта дорог.

– Качество нашего ремонта в сравнении с качеством работ разных подрядчиков – на уровне, – утверждает Сергей Сирик. – Делаем для себя, для своих людей, поэтому «халтуры» не допускаем. При этом все работы нам обходятся в три раза дешевле, чем просит подрядчик.

Ремонт начат с Белокуракино, и население сел, входящих в громаду, выразило неудовольствие по данному поводу. Но Сирик объяснил ситуацию так: вначале «потренируемся», набьем руку на коммунальных дорогах, а потом начнем работать и на сельских.

«КУПИМ ГРЕЙДЕР, А ДАЛЬШЕ – ПОСМОТРИМ»

Чмыровской ОТГ с ремонтом дорог, можно сказать, повезло. Во-первых, на территории громады расположен Старобельский райавтодор, а во-вторых, здесь проходят трассы государственного значения, которые ремонтируются в первую очередь. Через село Вишневое, к примеру, проходит трасса «Старобельск-Беловодск», через Чмыровку идет дорога на Новопсков, есть еще объездная через село Запорожское.

– Так что нам в этом плане легче, чем остальным, – говорит глава Чмыровской ОТГ Сергей Войтенко. – Но это не значит, что мы ничего не будем делать. В Чмыровке, например, 40 улиц, а заасфальтировано только 8. В свое время мы завезли щебень, так что осталось пройти грейдером – и будет порядок. Грейдера, правда, нет. Громада планирует его купить за инфраструктурную субвенцию, которую вскоре получит. Уже приобретен экскаватор.

Самая плохая дорога в ОТГ осталась на Новоомельково, что в десяти километрах от Новопсковской трассы. Село маленькое – всего 8 хат, 30 человек и один ученик 11 класса, которого школьный автобус два раза в день возит на занятия. Дорога сюда хоть и асфальтирована, но ремонта не видела много лет.

«СЛИШКОМ БОЛЬШОЙ ОБЪЕМ РЕМОНТА»

Троицкая территориальная громада – самая крупная на Луганщине. Общая площадь ее составляет 95 тыс. гектаров. В громаду входит 75 % всего района, а это 39 населенных пунктов, причем есть такие села, где живет всего 20 человек. Но дорогу к ним всё равно надо делать. К ремонту путей сообщения здесь еще не приступали. Голова Троицкой ОТГ Демид Палагно называет три основные причины:

– Во-первых, мы не можем по примеру белокуракинцев проводить работы своими силами, потому что у нас нет для этого специальной техники, – рассказывает он. – Во-вторых, существуют проблемы с подрядчиком. Чтобы завлечь хорошую фирму, надо иметь большие деньги. А у нас пока их недостаточно. Наш бюджет составляет 57 млн грн, и на эти средства нам надо содержать учреждения образования, медицину и другие социальные объекты. Третья причина – отсутствие асфальта. Своего асфальтобетонного завода Троицкое не имеет, поэтому смесь надо везти либо из Кременной, либо из Белокуракино. Путь не ближний, и пока материал будет доставлен до места назначения, его температура значительно снизится, что в свою очередь нарушит технологию ремонта.

Какой выход?

– Видимо, будем просить о помощи райавтодор, – отвечает Демид Палагно. – В этом году осилим только ямочный ремонт. Загадывать конкретные локации не берусь, потому что не знаю, какими будут стоимость материалов и работ. Уж слишком большой объем ремонта дорог в нашей громаде.

ЗАЧЕМ ПЛАТИТЬ ДВАЖДЫ?

А вот в Новопсковской громаде не отремонтированных дорог почти не осталось. На одной-единственной улице, которая ждет ремонтников, работы не ведутся намеренно. По словам замглавы ОТГ Николая Старцева, дорогу по улице приведут в порядок только в том случае, когда отремонтируют объездной путь государственного значения и пустят по нему крупнотоннажный транспорт. Иначе заново положенный асфальт на поселковой улице не выдержит и недели. Громада считает свои деньги: зачем платить дважды.

ЗАМПРЕД ГЛАВЫ ЛУГАНСКОЙ ОГА ВАДИМ ДАНИЕЛЯН О РЕМОНТЕ ДОРОГ ОБЛАСТИ:

– Основные трассы у нас, как известно, остались на оккупированной части, а те дороги, которые связывают Старобельск, Северодонецк и Беловодск, устроены таким образом, что часть из них имеют государственное значение, а часть – местное. До конца мая приведем в порядок дороги государственного значения, а потом возьмемся за остальные.

Сегодня в области работает четыре асфальтобетонных завода: Кременской, Старобельский, Беловодский и Белокуракинский. Планируем запустить такие заводы в Лисичанске и в Марковке. Ремонтировать дороги начали лишь неделю назад, но направление в сторону Новоайдара из Северодонецка уже прошло ямочный ремонт. Сейчас ремонтируется путь на Старобельск, приводится в порядок дорога в селе Новоастрахань Кременского района, выходят на ремонт дороги со стороны Купянска и две компании, которые выиграли тендер.

На фото: Новопсковский райавтодор проводит аварийный ямочный ремонт

Распечатать
© По материалам Луганщина.ua
Наверх