Северодончанин Вадим Любченко рискнул создать бизнес, который вызывает неоднозначное к себе отношение как со стороны властных структур, автодорожных организаций, так и со стороны населения, которому предложен новый вид потребительских услуг. Но предприниматель не теряет оптимизма

Анастасия ПОЛТАВЕЦ

ЮНОШЕСКАЯ МЕЧТА... АСФАЛЬТ

Помните, как в старших классах мы писали сами себе письма в будущее? Северодончанин Вадим Любченко тоже в одиннадцатом классе написал себе такое послание. Спустя годы, на встрече одноклассников учительница раздала своим бывшим ученикам эти листочки, которые сумела сохранить. Вадим прочитал свои записи, удивился, а потом задумался над превратностями судьбы. Одним из его желаний было такое: «... чтобы мы в своей стране научились делать такие дороги, как на Западе». Что же получается: асфальт – его юношеская мечта?

Чтобы эта мечта сбылась, Вадиму понадобилось два десятка лет. Сначала он получил два высших образования, долгое время работал на «Азоте», занимался общественной работой и даже рискнул баллотироваться на должность городского головы Северодонецка. Набрал три процента голосов... и результатом остался вполне доволен. По крайней мере, этот результат был настоящим, не подтасованным и не купленным.

В силу обстоятельств, Вадим в 2015 году остался без работы, но возникшая ситуация его абсолютно не огорчила. Наверное, судьба подталкивала к тому, чтобы он, наконец, занялся своим делом.

Лет пятнадцать назад, в очередной раз увидев следы от каблуков женских туфель на размягченном солнцем асфальте, Вадим задумался над технологией ремонта дорог. Если тот имеет особенность плавиться от высокой температуры, то почему бы впереди катка не поставить горелку, которая бы разогревала этот асфальт, а каток тут же его разравнивал. Стал теоретически разрабатывать эту идею: рисовал, вычислял, какой должна быть температура плавки, придумывал, как поставить на каток горелку... Друзья останавливали: один каток 30 тысяч евро стоит. Денег у Вадима действительно не было, и ему ничего другого не оставалось, как ждать.

Когда остался без работы и появилось свободное время, он вернулся к своей идее. Как-то принес домой кусок старого асфальта, положил его на обычную кухонную сковородку и начал «поджаривать». Через пару минут открыл крышку, взял в руки разогретое содержимое, а оно раз – и рассыпалось. Вадим скрепил массу в шар, поднес под холодную воду – и она быстро остыла, став очень крепкой. Это подзадорило экспериментатора. Проделал опыт еще раз: опять на сковородку, под воду – держится.

В интернете нашел информацию о переработке старого асфальта, технологии такой переработки в Канаде, Финляндии и в прочих странах. Но наиболее познавательным и полезным оказался советский опыт 70-х годов, где все расписано не просто в деталях, а в мелочах. Как оказалось, в СССР в то время были разработаны специальные машины по переработке старого асфальта, которые в Канаде, к примеру, появились только в двухтысячных годах.

КРИТИКА ПОДЗАДОРИВАЕТ

Как уже говорилось, у Вадима два диплома о высшем образовании. По первому он маркетолог – человек, который изучает спрос и формирует потребительский рынок. По второму – юрист коммерческого трудового права. Кроме того, он учился в дистанционной Академии гуманитарных технологий, еще в ряде разных частных школ и продолжает учиться сегодня. Словом, половину своей жизни (а ему сейчас 41) овладевал знаниями, готовил себя к бизнесу. И вот это время пришло.

Размышлял так. Бизнес надо строить на том, чтобы уменьшить стоимость ремонта дорог и разобраться с экологической проблемой отходов асфальта. Кроме того, надо учесть ту особенность, что в ХХI веке бизнес должен быть мобильным и при этом решать глобальные проблемы минимальными ресурсами. Это политика современности.

– В поисках информации о необходимом мне оборудовании я обратил внимание на такую ситуацию: в 2008-10 годах в Украину заходили компании, которые предлагали оборудование по переработке старого асфальта, но почему-то не прижились, – рассказывает Вадим. – Меня это не огорчило. Я таки нашел это оборудование в Украине, которое в несколько раз дешевле импортного аналога. Денег для его покупки у меня не было, но помог случай. Программа развития ООН (ПРООН) объявила конкурс проектов, предполагающих создание бизнеса, и обучение. Я написал свой проект, защитил его и получил международную помощь. Купил оборудование, настроил его и с 2017 года стал «лечить» асфальт в Северодонецке.

09 - Любченко 2

Предприниматель презентует потенциал своего бизнеса на выставке «Cхід-Експо» в Киеве

Городское дорожное коммунальное предприятие дало ему самую сложную улицу – Гагарина, не скрывая своего иронического отношения: дескать, посмотрим, как такой техникой можно отремонтировать дороги. Справедливости ради надо заметить, что такая ирония была уместна. Представьте себе: февраль, снег – по колени, а на дороге латают дыры в асфальте. Посмотреть на это «чудо» приезжали автодорожники едва ли не со всей области. Даже журналисты 112 телеканала прибыли снять такой прецедент – и улыбок своих не скрывали.

– Но посмотрите на эти латки сегодня. Через год они стоят. Потому что оборудование и применяемая технология позволяют проводить ремонт дорог и зимой, – убеждает Вадим. – Разогревая асфальт до 259 градусов, мы его трамбуем, и он остывает естественным образом. Асфальт используем «бэушный», свозим его отовсюду. И этот бросовый материал, кстати, значительно удешевляет ремонт. В прошлом году для города я делал ремонт по 173 грн за квадратный метр. Стоимость нового асфальта – 250 грн за кв.м, а дорожники делают за 389 грн за кв.м. Есть разница?

Вадим утверждает, что не составляет конкуренцию дорожным службам и никогда конкурентом им не будет. Объем выполненных работ у него небольшой, сегодня он составляет до 20-22 кв. м, но постепенно будет наращиваться. Вадим уже приобрел второй аппарат (кстати, по другой грантовой программе), купит еще один каток, другое оборудование, а также примет на работу и обучит еще минимум четырех человек. По данным предпринимателя, в Северодонецке в текущем ремонте нуждаются... ну почти все улицы. Капитально отремонтировано только 5 % дорог. Работы предстоит проделать много, и Любченко к этому готовится. Нашел, кстати, способ, который позволяет довести качество рециклингового, то есть старого асфальта при переработке до практически нового.

Работать приходится с разным асфальтом, и к каждому из них нужен свой «подход», то есть каждому нужна своя технология. Разный асфальт по-разному плавится, требует своего компонента и даже пахнет по-своему. Вадим планирует уже к сентябрю собрать все технологии, что позволит учитывать все нюансы производства. В идеале он хочет выйти на объем 100 кв. м в день.

– Почему на Западе такие хорошие, качественные дороги? Потому что там так: если положено через десять лет проводить их капитальный ремонт, то его делают. Там нет такого понятия, как у нас – «ямочный ремонт». В странах Запада это называется текущим содержанием дорог, которое предполагает не только устранение щелей, выщерблений и ямок, но и ремонт отливов бордюрного канта, дорожных знаков и прочего, – рассказывает Вадим. – Мы сейчас ремонтируем дороги Северодонецка, которые строились лет тридцать назад. И я должен отметить, что если бы они тогда строились не по технологии, то не выстояли бы такой длительный период.

ПРЕСТИЖНО ЛИ БЫТЬ «ЛЕДОКОЛЬЧИКОМ»?

С присущим ему юмором Вадим называет себя «ледокольчиком», который прокладывает дорогу альтернативе. И уже серьезным тоном не без гордости заявляет, что создает на Луганщине новый рынок услуг, по сути, новый товар, который имеет хорошую перспективу. С этим утверждением нельзя не согласиться, учитывая преимущества, на которых строится такой бизнес. Это переработка вторсырья, мобильность и всесезонность производства, разумная ценовая политика, оперативность в выполнении работ... А как же качество?

– Я не делаю на века, – говорит Вадим прямо. – Это как пломбу положить на зуб, который в дальнейшем, через несколько лет, возможно, надо будет лечить. Я занимаюсь текущим содержанием дорог. Кстати, в нашем городе некоторые дороги не просто не подлежат капитальному ремонту, а требуют полной замены дорожного полотна. В капитальном ремонте они нуждались еще в начале девяностых годов прошлого столетия. Есть улицы, которые имеют 4 см асфальта – и всё! Текущий ремонт здесь проводить нельзя, их надо делать заново.

Задача перед городской властью стоит большая, и она может с ней справиться, если таких энтузиастов, как Вадим Любченко, будет больше. А он готов делиться своим опытом с другими предпринимателями, потому что...

– В первую очередь – я водитель и мне приятно ездить по хорошим дорогам, – отвечает он.

На заглавном фото: Вадим Любченко на рабочем месте

Распечатать
© По материалам Луганщина.ua
Наверх