Попаснянский районный центр реабилитации детей с инвалидностью «Лелека» появился в конце прошлого года. Его создание было необходимо, поскольку психическое здоровье определенной части детей, перенесших огромный стресс в период событий 2014 года, вызывает опасение

Анастасия ПОЛТАВЕЦ

«НЕВИДИМЫЙ» КРИЗИС?

Специалисты говорят, что психическое состояние детей прифронтовых территорий Луганщины до конца измерить невозможно. Даже сам факт, что ребенку пришлось вынужденно переехать в другое место, оставив дома всё самое дорогое для него, – это уже тяжелейший стресс для детского организма. Изучая этот «невидимый» кризис, специалисты-реабилитологи Попасной стали замечать у местной детворы разного рода посттравматические расстройства. Ситуация требовала принятия необходимых решений.

Разговор на эту тему с руководителем Попаснянской РГА Сергеем Шакуном, произошедший в июле прошлого года, имел конкретный результат. Не прошло и трех месяцев, как в Попасной открыли районный Центр по реабилитации детей с инвалидностью «Лелека». Этот факт, кстати, наглядно показывает неформальный подход местной власти к решению названной проблемы: за короткое время нашли и помещение для Центра, и средства для его ремонта, и возможности для приобретения необходимого оборудования и инвентаря.

При этом думали о перспективе расширения и укрепления такого учреждения. Сейчас центр расположился в здании бывшего детского садика, где находится терапевтическое отделение детской больницы. Но со временем здесь планируется открытие инклюзивного центра.

К слову сказать, район сегодня держит первенство в области по инклюзии. По данной программе на Попаснянщине работает 12 школ, а со следующего учебного года для детей с проблемами здоровья будет создано 22 класса. Центр реабилитации входит в эту систему и расширяет возможности занятий с детьми такой категории.

Например, открыто представительство в городе Горском. К сожалению, детские реабилитологи сейчас в большом дефиците, так что пока воспитатели и специалисты выезжают в филиал и занимаются с местной детворой в определенные дни. Но так будет не всегда. Сергей Шакун надеется, что со временем кадровая проблема будет решена.

ПОЧЕМУ ДЕТИ МОЛЧАТ?

Практический психолог Центра реабилитации Людмила Романенко считает, что помощь специалиста нужна всем детям района, потому что тревога и страхи присутствуют едва ли не у каждого из них. Например, за последнее время заметно выросло количество так называемых «неговорящих» детей: ребенку 4-5 лет, но он до сих пор не разговаривает. По возрасту можно определить, что женщины вынашивали их в период массированных обстрелов района и пережили очень сильный стресс.

– Есть и такие дети, которые перестали разговаривать, как только вместе с родителями вернулись в родные места, – рассказывает Людмила. – Приехали в родной город – и замолчали. Какие-то страхи в их памяти, видимо, отложились. Мы не квалифицируем это как глубокую умственную отсталость или аутизм, а вот речевое нарушение, вызванное страхами, у ребенка есть. За последнее время к нам за помощью обратилось шесть родителей, но мы знаем, что неговорящих детей в районе значительно больше. Подтверждают это и педиатры, с которыми мы постоянно общаемся.

08 - Ребцентр 2

Жене нравятся занятия по реабилитации

В кабинете психолога стоит несколько специальных столов с песком, используемых для специальной терапии – песочной. Это итальянский волонтерский проект, который позволяет детям справиться со своим страхом, тревогой, найти в себе внутренние ресурсы, чтобы в непростых условиях победить свой недуг. Результаты такой терапии очень хорошие.

– Песочница очень популярна у детей, – поясняет психолог. – Образно говоря, песок в данном случае рассматривается как контейнер, собирающий все детские проблемы. Это один из видов арт-терапии, которая часто используется специалистами. Она не предполагает художественных способностей ребенка. Важно просто рисовать или лепить то, что хочешь. Такая психологическая методика при помощи рисунков, образов, в которые ребенок вкладывает все свои эмоции, позволяет уже за 12 занятий добиться положительных успехов. У меня занимались несколько человек с травмой войны. Один мальчик, например, совсем не разговаривал, но после 9-10 занятий началась стабилизация его здоровья, и наметились попытки высказывать свое состояние словами.

НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ ИГРАТЬ

Учитель-реабилитолог Ирина Головина занимается с дошколятами, которые имеют разные диагнозы. Вначале свои занятия она строит так, чтобы понять: ребенку в будущем нужна обычная школа или специальное учреждение? И далее пытается сделать всё, чтобы девочка или мальчик пошли в обычную школу, и в будущем у них всё было хорошо. Ранняя реабилитация имеет очень большое значение.

– Моя задача – научить детей с инвалидностью играть, рисовать, лепить из пластилина. Некоторые дети в силу своих особенностей даже не знают, как пользоваться игрушками, и этот пробел нужно восполнить, потому что у детей дошкольного возраста игровая деятельность стоит на первом месте, – поясняет Ирина. – Сейчас, например, я работаю с Женей. Ребенок очень подвижный, усадить его сложно, поэтому тему «Овощи» мы осваиваем в движении: возим эти овощи на машине, собираем их на ковре, рисуем, раскрашиваем и в то же время повторяем, как они называются. Ребенку интересна такая игра. Он увлекается и запоминает больше слов и движений.

В центре работают физические реабилитологи, психологи, воспитатели, но, к сожалению, нет логопеда и невролога. Речь идет не о консультациях, а о постоянном процессе работы с детьми. Но в Попасной считают, что эта проблема со временем разрешится. Есть один вариант.

На заглавном фото: психолог Людмила Романенко ведет занятие с Максимом

Распечатать
© По материалам Луганщина.ua
Наверх