Актеры и музыканты из Украины, Германии, Беларуси, Польши, Литвы и Армении выступят на сцене Луганского областного академического украинского музыкально-драматического театра, который теперь расположен в Северодонецке. Для почти сотни людей, занятых в подготовке международного проекта «Музыка слышна сквозь стены», начался репетиционный период, который продлится с середины июля по конец августа 2018 года и завершится постановкой оперы «Дон Жуан»

Анна ЧЕРКАШИНА

«ЖДЕМ ГОСТЕЙ С НЕПОДКОНТРОЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИЙ»

– Я очень надеюсь, что с помощью универсального языка музыки, классики оперного искусства, энтузиазма всех участников проекта мы разрушим стены недоверия и все барьеры на пути к миру и единству, – считает глава Луганской ОГА Юрий Гарбуз.

Именно ему принадлежит идея привлечь артистов к проекту. Губернатор признается, что поначалу, когда она только зарождалась, об опере речь не шла. Хотелось просто собрать музыкантов из разных стран в Станице Луганской, где расположена «дорога ада» – пеший переход через линию разграничения. И там с ними поговорить о том, как разрушить «стену, которая выросла на территории Луганской области, разрывая ее на части».

Юрий Гарбуз уверен, что «эта стена должна быть разрушена».

Своей идеей глава Луганщины поделился с руководителем объединения VladOpera e.V. Петером Шварцем. Так возник проект в нынешнем его варианте, который нашел поддержку со стороны Германии и теперь финансируется Министерством иностранных дел этой страны, Фондом ZEIT, культурным фондом Allianz и Министерством науки, исследований и искусств федеральной земли Баден-Вюртемберг (Германия).

Зачем это немцам?

– Музыка Вольфганга Амадея Моцарта – универсальная, она обладает удивительным свойством объединять людей. Именно поэтому проект «Музыка слышна сквозь стены» является одним из тех, что наиболее точно отражает идею Министерства иностранных дел Германии по расширению сотрудничества с гражданским обществом в странах восточного партнерства, – отвечает Генеральный консул Федеративной Республики Германия в Донецке (офис в Днепре) Вольфганг Мессингер.

05 - Опера 1

Участники и организаторы проекта дают пресс-конференцию

По словам господина консула, программа такого сотрудничества существует с 2014 года. В текущем году на ее реализацию выделено 16 млн евро. В конкурсном отборе приняли участие 469 проектов от немецких организаций. Все они были разработаны вместе со странами восточного сотрудничества, и более половины – с украинскими партнерами. Правда, финансово поддержать Германия смогла лишь более трети поданных заявок. И тот факт, что проект «Музыка слышна сквозь стены» попал в их число, уже говорит о высоком качестве предложения.

– Проект сам по себе примечательный. Он собрал артистов из Германии и других европейских стран в Северодонецке. А его название говорит о том, что музыку слышно и по ту сторону линии разграничения. Мы ждем гостей с неподконтрольных украинскому правительству областей, – подчеркнул Вольфганг Мессингер.

Юрий Гарбуз добавил, отвечая на вопрос, не опасно ли такое приглашение, что мы «должны показать в этой культурной дипломатии, каким образом можно разрушить стену, которая делит нашу область, – доверием»:

– И мы обращаемся к временно неподконтрольной территории, к музыкантам и актерам с предложением участвовать в таких проектах. Мы приглашаем гостей с той территории на оперу. Беру на себя личную ответственность за их безопасность. Моя задача – дать возможность общаться и, вопреки тамошней идеологии, доказать, что мы – люди в лучшем смысле этого слова.

ГОРОД НА СТЫКЕ РЕАЛЬНОСТЕЙ

– Есть четыре вопроса, которые я сам себе задаю по поводу этого проекта. И первый из них – почему в Северодонецке, а не в другом городе? В Луганской области встречаются совсем разные реальности. Эти реальности можно рассматривать под разным ракурсом, с разных точек зрения. Но общий вопрос – как люди хотят жить? – говорит руководитель проекта Петер Шварц. – Этот вопрос в Луганской области дошел до своей кульминации, и началась война.

Петер говорит, что «это общий вопрос» и для Европы.

– Я понимаю, что здесь, в Луганской области, мы, как европейцы, можем изучать, к чему это может привести, если неправильно работать с обществом: постоянно разделять его, а не пытаться объединить. Поэтому Северодонецк для меня – такое место, где я изучаю жизнь и куда хочу позвать много своих друзей и коллег, гостей, чтобы они приехали и увидели реальность своими глазам, – подчеркивает руководитель объединения VladOpera e.V.

Его личная история уже связана с Северодонецком: он впервые приехал сюда в 2015 году, потому что «хотел понять, что такое Украина». И тогда возник первый проект, за который Петеру Шварцу благодарны, в первую очередь, луганчане – постановка спектакля «Байки Севера», построенного на реальных историях вынужденных переселенцев.

– Еще один вопрос: почему опера? Опера – это действие на основе музыки. Музыка – это универсальное средство понимания, – рассуждает Петер Шварц.

05 - Опера 3

Фрагмент репетиции постановки

В Северодонецке только в работе над постановкой «Дон Жуана» будут задействованы более 100 человек. А если посчитать еще и количество возможных зрителей? Тем более, что запланировано сделать запись оперного спектакля, которую можно будет использовать для большого публичного просмотра по всей области.

Но почему именно «Дон Жуан»? Ведь можно было играть «Волшебную флейту» Моцарта, например.

– Для многих Дон Жуан – это человек, который бегает за женщинами. Но здесь больше смысла, – уверен Петер Шварц.

По его словам, постановка будет об отношении индивидуума и общества.

– В этой пьесе есть персонажи, которые представляют так называемое «общество», и есть простые люди. Каждый имеет свое представление о жизни. И тут появляется Дон Жуан, который заявляет, что у него нет правил. Он – за свободу. Он может разрушить или не разрушить жизнь общества, но в любом случае эта жизнь изменится. И это интересная тема: если вчера я жил в своем обществе, а сегодня прежние правила, может быть, уже не действуют? Это тоже одна из реальностей Луганской области, – считает Петер Шварц.

Вот с этими психологическими моментами, которые есть в тексте, хочет работать постановочная группа.

«ВАЖНО В ЖИЗНИ БЫТЬ ОКРУЖЕННЫМ МУЗЫКОЙ»

В этом уверен режиссер-постановщик из Германии Торстен Кёлле.

– Я увидел своими глазами, что Луганщина пострадала от военного конфликта очень сильно. Я не знаю, насколько этот проект может внести свой вклад в объединение Украины, но думаю, что мы можем этим проектом воодушевить людей. Мы можем вселить в них какую-то уверенность. Мы можем заставить их задуматься о каких-то актуальных проблемах. Кроме того, Моцарт создавал гуманистическую музыку, которая несет свой посыл. И ее можно пережить непосредственно, – рассуждает он в ответ на вопрос о том, насколько реально исполнить сверхзадачу проекта.

Среди его коллег-музыкантов – солисты и солистки из Штутгарта и Гамбурга, Риги, Харькова и Киева, режиссеры из Берлина и Киева. Люди с разной судьбой.

05 - Опера 2

Участники и организаторы проекта дают пресс-конференцию

Для каждого участника проекта эта совместная работа – прежде всего опыт.

Об этом говорят «хозяева сценической площадки» – директор областного академического музыкально-драматического театра Сергей Дорофеев и директор областной филармонии Игорь Шаповалов.

Об этом рассуждают гости.

Валерия Тулис (донна Анна) сегодня поет в Киеве. Но выросла в Краснодоне, в Луганске получила среднее музыкальное образование.

– Там у меня много друзей и родственников. Так что ситуацию знаю не понаслышке. И тем ценнее для меня это приглашение. Потому что действительно у музыки нет границ. И музыка Моцарта, пусть это не прозвучит высокопарно, но она проникает в души. Я буду счастлива, если проект оставит след в сердце каждого из вас, в ваших душах. И всех своих родственников, друзей, однокурсников с одной и другой стороны я приглашу на премьеру. И я надеюсь, что проект объединит и Украину, и Луганщину. Это важно для меня лично, в первую очередь, – признается Валерия.

– Я думаю, что подобные музыкальные произведения – это очень мощный элемент объединения людей, – поддерживает мысль солистка из Германии Ясмин Этезадзаде (донна Эльвира).

Такую роль она исполняла уже в рамках двух других проектов. Но теперь планирует подчеркнуть, что «донна Эльвира – это очень современная женщина. С одной стороны, она переживает любовную болезнь, но идея пойти за Дон Жуаном и делает ее современной».

Константин Криммель из Германии тоже видит новые черты в образе своего Лепорелло. Потому что, по его словам, «это такая роль, где нужно поработать над кристаллизацией характера персонажа».

– К тому же, режиссер дает нам очень много свободного пространства, свободного самовыражения на сцене. Мы можем очень много экспериментировать, как сами с собой, так и с нашими персонажами.

Словом, зрителей ожидает не «нафталин», как подчеркнул киевлянин Александр Харламов (Мазетто), а модерновый спектакль.

А директор Северодонецкого музыкального училища Марина Яворская даже увидела добрые приметы, которые сопровождают проект и пророчат успех.

В учебном заведении предоставили солистам возможность репетировать. И начало репетиций знаково совпало с началом вступительной компании. Так что большое количество будущих музыкантов, которые пришли в училище сдавать свой первый экзамен, услышали, как распевалась Ясмин Этезадзаде – ее голос звучал по всем уголкам учебного заведения.

– Детвора была просто ошарашена – для них вдруг открылась возможность увидеть вершину будущего пути, – подчеркнула Марина Яворская.

Планируется, что постановку «Дон Жуан» покажут 28 и 30 августа, а также 1 и 2 сентября.

Распечатать
© По материалам Луганщина.ua
Наверх