В Луганской областной Ассоциации работников образования изменился руководитель. Недавно эту общественную организацию возглавила директор Луганского областного института последипломного педагогического образования Ирина Цымбал. Она – известный и уважаемый в области человек, опытный педагог и организатор. О своем видении работы Ассоциации Ирина Цымбал рассказала нашему корреспонденту

Анастасия ПОЛТАВЕЦ

– Возглавив Ассоциацию, вы, надо полагать, определили для себя главные пути решения проблем в сфере образования области. Какие возможности для этого будете использовать с учетом той ситуации, в которой оказался наш регион?

– За четыре года военного противостояния проблем в нашей сфере накопилось много. Первая носит психологический характер и требует особого подхода. К сожалению, определенная часть наших педагогов не обладают навыками защиты от стресса. Более того, даже психологи, работающие в школе, иногда не знают, как воздействовать на ребенка, который находится под влиянием своих эмоциональных родителей и с трудом откликается на попытки специалистов защитить его детскую психику. Как же защитить учителя от «выгорания»? Этой проблемой наш институт занимается уже не первый год. Мы издали несколько пособий и провели десятки тренингов, в том числе и для самих педагогов, обучая их тому, как защитить от стресса не только ребенка, но и себя самого. Но проблема остается, поскольку остается напряженность, вызванная боевыми действиями. С такими трудностями нам помогают справиться международные организации и фонды, которые имеют большой опыт гуманитарной работы в других странах. Свою роль в этом сыграли и ЮНИСЕФ, и фонд «Крок за кроком», и др.

– Известно, что ваш институт работает по договорам с семнадцатью международными организациями...

– ... и по каждому из них мы имеем определенные наработки. Скажем, уже подготовлены учителя-тренеры, которые знают, как защитить коллег от выгорания и стресса. Чтобы вы понимали, дело не в количестве заключенных договоров, а в их качестве, пользе. Скажем, в сельских районах, в глубинке учителю приходится вести сразу несколько предметов. Понятно, что изначально он не получил такое образование, и поэтому существуют определенные сложности в обеспечении качества знаний учеников. Для решения в том числе и этих проблем Министерство образования предложило хороший проект – создание опорных школ, которые аккумулируют и материальные средства, и ресурсные возможности кадров. Думаю, это поможет нам справиться с частью трудностей.

– Начавшаяся в нашей стране реформа образования дает педагогу полную свободу в выборе методик, технологий, новых отношений с учениками и пр. Готовы ли к этому наши учителя, какую зону ответственности они имеют, и как Ассоциация может помочь им определиться в выборе своей практики?

– Сразу скажу, что зона ответственности учителя состоит в том, чтобы результат его выбора соответствовал запросам учеников и требованиям стандартов. Пока эти стандарты коллегия МОН утвердила только для начальной школы, остальные находятся в стадии разработки. Учителям такая свобода нравится, и все осознают, что за этим стоит большая ответственность. У тех, кто хочет работать, – горят глаза. То природное, что входит в образовательное пространство, детьми принимается безоговорочно, сразу, и это стимулирует педагога. Но нельзя забывать, что Закон предполагает согласие родителей на проведение исследований, в которых участвуют дети.

– А родители готовы брать на себя такую инициативу?

– По-разному бывает. Например, мы предложили одной из школ области ввести в программу обучения экспериментальный интегрированный курс, объединяющий сразу несколько предметов и изменяющий концепции преподавания. Дети не изучают отдельно физику, химию, биологию, астрономию, а осваивают интегрированный курс, который позволяет в целом рассматривать разные проблемы, изучать законы природы, развивать компетентности, необходимые для жизни. Так вот родители не поддержали участие детей в апробации курса, воспользовавшись своим правом выбора.

Мы не отказались от данного проекта. Сегодня изучаем, что послужило причиной отказа родителей, и насколько он был мотивирован, в какой доработке нуждается проект и какие ресурсы для этого нужно привлечь.

Думаю, что не все родители сегодня готовы к новым отношениям с учителями. Ведь раньше они имели только один выбор – выбор школы. А сегодня с ними советуются по разным вопросам организации учебного процесса.

– Какую роль может сыграть Ассоциация в процессе развития системы образования?

– Задачу Ассоциации я вижу в том, чтобы она, во-первых, помогла учителю сделать эффективный выбор технологий и методик. Создать такие условия, благодаря которым, принимая участие в деятельности нашей общественной организации, педагог смог заняться своим профессиональным развитием. Иными словами, Ассоциация может стать информационным центром, который покажет учителю, по какой профессиональной траектории ему стоит двигаться в условиях Новой украинской школы.

Во-вторых, мы намерены защищать педагогов. И не только юридически. Речь идет об академической свободе, имидже, репутации. Ассоциация должна стать опорой для коллективов учителей области в условиях процесса децентрализации, соперничества политических партий и их вмешательства в деятельность учреждений образования. Например, в Беловодской ОТГ закрыли методический кабинет, работающий при районном отделе образования. В громаде посчитали эту структуру ненужной, и в юридическом плане это решение вполне законно. Но логично ли оно? А случилось всё потому, что, скорее всего, в руководящем органе громады не представлены педагоги, и отстаивать необходимость этой службы было некому. Если такая ситуация будет и в других ОТГ, то у системы образования могут возникнуть новые проблемы, потому что направление своих ресурсов громада будет определять без учета интересов учебных заведений. Ассоциация намерена настаивать на представительстве педагогов в каждом исполнительном органе ОТГ. Чтобы голос учителя был услышан.

– Всем громадам сегодня дан большой ресурс, обеспечивающий Новую украинскую школу и опорные учебные заведения в том числе...

– Ресурс есть, однако, к сожалению, эти государственные субвенции по данным на конец августа израсходованы в нашей области только на 12%. Причиной тому является ряд проблем, главная из которых – сроки проведения тендерных закупок. Не думаю, что здесь виноваты руководители учебных заведений. Вряд ли в нашей области найдется такой руководитель отдела образования или директор школы, который не хотел бы для своих учеников создать лучшие условия. Тем более что для этого выделяются средства. Но, будем надеяться, ситуация изменится к лучшему.

– Скажите, Ирина Ивановна, каким будет первое мероприятие, проведенное вами в качестве руководителя Ассоциации?

– Это будет встреча представителей коллективных членов Ассоциации, в ходе которой с помощью мозгового штурма попытаемся определить самые сложные проблемы, которые наша организация может решить уже сегодня, и перспективу своей дальнейшей деятельности. Приглашаем к сотрудничеству.

На фото: Ирина Цымбал произносит речь на областном педагогическом форуме

Распечатать
© По материалам Луганщина.ua
Наверх